Специальность 251800 – Основные процессы химических производств и химическая кибернетика
1.1. Квалификация выпускника – инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности 251800 –
Основные процессы химических производств и
химическая кибернетика при очной форме обучения – 5 лет.
1.2. Квалификационная характеристика выпускника
Инженер по специальности 251800 –
Основные процессы химических производств и химическая кибернетика может занимать в
соответствии с “Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям служащих и научных работников” следующие должности: “Инженер”,
“Конструктор”, “Технолог”, “Научный сотрудник”.
1.2.1. Область профессиональной деятельности
Специальность определяет подготовку выпускников широкого профиля. Это означает, что данная специальность позволяет работать выпускникам в
области разработки, создания и совершенствования производства продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, основной химии, тонкого
органического синтеза, технологии лекарственных препаратов, продуктов микробиологического синтеза, пищевых продуктов.
1.2.2. Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности являются процессы и аппараты химических производств, микробиологических и пищевых производств,
технологические схемы и установки, системы автоматического регулирования, оптимального проектирования и автоматизированного эксперимента,
сооружения очистки сточных вод и газовых выбросов, установки переработки отходов, утилизации теплоэнергетических потоков, вторичных
материалов и т.п.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по специальности 251800 «Основные процессы химических производств и химическая кибернетика» может быть подготовлен к
выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Выпускник может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Выпускник по специальности 251800
«Основные процессы химических производств и химическая кибернетика» в зависимости от
вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) производственно – технологическая деятельность:
• организация и реализация входного контроля сырьевых материалов с позиций возможности энерго- и ресурсосбережения при их переработке;
• оценка состава и свойств промежуточных продуктов с целью возможности разработки новых технологических процессов, обеспечивающих
наиболее полное их использование;
• анализ путей совершенствования и модернизации технологического оборудования с возможностью его замены для обеспечения энерго- и
ресурсосбережения за счет внутренних резервов и повышения энергетических к.п.д. как отдельных установок, так и технологических схем.
б) проектно – конструкторская деятельность:
• проектирование новых технологических схем, выбор технологических параметров, расчет и выбор оборудования;
• разработка проектно-сметной документации, обеспечивающей эффективность проектных решений;
• анализ и оценка альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов на основе широкого использования математических
моделей.
в) научно-исследовательская деятельность:
• планирование и проведение научных исследований в области теоретических основ энерго- и ресурсосбережения в химической
промышленности, нефтехимии, нефтепереработке, биотехнологии;
• моделирование и оптимизация производственных установок и технологических схем;
• проведение экспериментальной работы по испытанию вновь созданного оборудования;
• анализ научно-технической литературы и проведение патентного поиска.
г) организационно – управленческая деятельность:
• организация работы коллектива в условиях действующего производства;
• осуществление технического контроля;
• проведение технико-экономического анализа производства.
1.4.5. Квалификационные требования
Для решения профессиональных задач инженер:
- составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные
мощности и загрузку оборудования;
- участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования;
- рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии);
- рассчитывает экономическую эффективность проектируемого оборудования и технологических процессов;
- осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования;
- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение
расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
- анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, принимает участие в разработке мероприятий по их
предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;
- разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции;
- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов и заявок на изобретения и промышленные образцы;
- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их
использования;
- участвует в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
- принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов продукции;
- подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.;
- разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет законченные научно - исследовательские и
проектно-конструкторские работы;
- участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского
надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;
- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию. Достижения отечественной и зарубежной науки и техники;
- подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по технологической подготовке производства;
- перспективы технического развития предприятия;
- системы и методы проектирования технологических процессов и режимов производства;
- основное технологическое оборудование и принципы его работы;
- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных технологий;
- технические требования предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции;
- стандарты и технические условия;
- нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии;
- порядок и методы проведения патентных исследований;
- основы изобретательства;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- основные требования организации труда при проектировании технологических процессов;
- методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
- специальную научно - техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
- назначения, условия технической эксплуатации проектируемых изделий, объектов;
- стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
- основы экономики, организации труда и организации производства;;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника
Инженер по специальности 251800 – Основные процессы химических производств и химическая технология подготовлен к продолжению образования в
аспирантуре.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование или степень бакалавра техники и технологии по
направлению 550800 «Химическая технология и биотехнология».
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном
образовании, или профессиональном начальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего
образования или профессиональном высшем образовании; либо диплом бакалавра.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 251800 – ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ И ХИМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы учебных дисциплин и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и
срокам ее освоения определяются настоящим образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по
выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна содержать следующие циклы дисциплин:
– цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
– цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
– цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
– цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
– ФТД - факультативы.
3.4.1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по общим гуманитарным и
социально-экономическим, по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам, по общепрофессиональным дисциплинам определены в
образовательном стандарте ТПУ подготовки бакалавра по направлению 550800 «Химическая технология и биотехнология».
3.4.2. Требования по специальным дисциплинам.
Инженер должен иметь представление:
• о структурах организации промышленного производства химической продукции, номенклатуре основных продуктов;
• о сырьевой базе промышленности многотоннажных производств химической продукции, показателях качества, конъюнктуре рынка сырья,
стоимости основных сырьевых материалов;
знать и уметь использовать:
• методы разработки математических моделей типовых процессов химической технологии с учетом динамических свойств, синергетических
явлений и саморегулирования в химических процессах;
• математические методы разработки, исследования и проектирования эффективных экологически безопасных процессов и аппаратов
химической технологии и технологических схем;
• языки программирования высокого уровня для написания программ расчетов и моделирования процессов химической технологии и
технологических схем, разработки информационных, моделирующих, экспертных и обучающих систем;
• методы оптимизации и алгоритмизации расчетов процессов и аппаратов химической технологии, синтеза технологических схем и систем
управления и прогнозирования;
• методы разработки программных продуктов для инженерного оформления технологических процессов и систем;
• принципы и способы рекуперации и утилизации газообразных, жидких и твердых отходов производства с возможностью их использования
при модернизации существующих и создании новых производств;
иметь опыт:
• проведения экспериментальных исследований на базе теории оптимального эксперимента по изучению кинетики химических реакций,
гидродинамической структуры потоков процессов массо- и теплообмена;
• работы на компьютерах;
• работы по выполнению чертежей и рисунков с помощью ЭВМ, по редактированию текстов статей и писем;
• работы по составлению технического задания на разработку отдельных процессов и технологических схем, систем автоматического
регулирования.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной п.1.4. настоящего образовательного стандарта.
4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 251800
«ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ И ХИМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА»
Изучаемые предметы:
Дисциплины обще-гуманитарного цикла, соответствующие стандартам обучения в техническом университете, в объеме 1800 часов. Общие
математические, естественно-научные дисциплины, в объеме 1734 часов:
Информатика
Математика
Физика
Экология
Математические методы в инженерных расчетах*
Численные методы*
Математическое программирование
Планирование эксперимента*
Обще-профессиональные дисциплины, в объеме 2193 часов:
Безопасность жизнедеятельности
Материаловедение и технология конструкционных материалов
Метрология, стандартизация и сертификация
Механика
Начертательная геометрия.
Инженерная графика
Общая химическая технология
Процессы и аппараты химической технологии
Системный анализ процессов химической технологии*
Системы управления ХТП*
Теоретические основы энерго- и ресурсосбережения в химической технологии*
Техническая термодинамика
Экономика и управление производством
Электротехника и электроника
Дискретная математика*
Применение новых информационных технологий в отрасли
Прикладные программы расчета ХТП
Моделирование процессов тепломассопередачи
Специальные дисциплины, в объеме 1512 часов:
Автоматизированное управление ХТП и ХТС*
Аналитическая химия и физико-химические методы анализа*
Аналитическая химия и физико-химические методы анализа - ФОХ
Макрокинетика химических процессов и расчет реакторов*
Математическое моделирование ХТП*
Методы кибернетика в ХТП*
Органическая химия и основы биохимии
Поверхностные явления и дисперсные системы
Принципы математического моделирования ХТС
Физическая химия
Дисциплины специализации, в объеме 574 часов:
Интенсификация процессов нефтепереработки и нефтехимии
Искусственный интеллект и экспертные системы*
Обеспечение надежности и безопасности ХТП*
САПР ХТП и методы компьютерной графики*
Учебно-исследовательская работа студентов
Производственная практика - 6 недель
* - дисциплины, читаемые преподавателями кафедры.
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 251800 «ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ И ХИМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА»
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том
числе:
• Теоретическое обучение - 155 недель (8370 часов),
• Экзаменационные сессии - 27 недель,
• Практики, в том числе - 17 недель,
учебная - 4 недели,
производственная - 6 недель,
преддипломная - 5 недель,
• Итоговая государственная аттестация
выпускников, включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы - 16 недель,
• Каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - 43 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно
- заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года
относительно нормативного срока, установленного п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов
в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам.
5.5. При очно - заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год,
если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства
Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебный год должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
251800«ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ И ХИМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА»
6.1. Требования к разработке основных образовательных программ
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки
инженера на основе государственного стандарта и примерной образовательной программы.
Дисциплины «по выбору студента» являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, зачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова «по отраслям», специфика подготовки для конкретной отрасли
учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При разработке и реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
• изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл – в
пределах 10%;
• формировать цикл гуманитарных и социально–экономических дисциплин, который должен включать не менее 5 дисциплин федерального
компонента из 11, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, при этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны
обязательно входить дисциплины «Иностранный язык» в объеме не менее 340 часов и «Физическая культура» в объеме не менее 408 часов, «История
человечества», «Философия». Объем часов каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136 часов. Если вуз выбирает
более 5 дисциплин, то объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или
специальной подготовки, то выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ГСЭ.
занятия по дисциплине «физическая культура» при очно–заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом
пожелания студентов;
• осуществлять преподавание гуманитарных и социально–экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных
видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим
региональную, национально–этническую, профессиональную специфику, а также научно–исследовательские предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
• устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально–экономических,
математических и естественно–научных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специальности, реализуемых вузом;
• устанавливать по согласованию с учебно – методическим объединением в установленном порядке наименование специализаций,
устанавливать наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;
• сокращать сроки обучения по основным образовательным программам подготовки инженера для студентов, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков обучения проводится на
основе аттестации знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом
продолжительность обучения должна быть не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или
способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки инженера должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило,
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и (или) научно–методической
деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно–методическому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста обеспечивается доступом каждого студента к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по обеспеченности учебниками и учебно–методическими пособиями из расчета не менее 0,5
экземпляра на одного студента.
Лабораторными практикумами обеспечены дисциплины: информатика, физика, общая неорганическая химия, органическая химия, аналитическая
химия и физико-химические методы анализа, физическая химия, поверхностные явления и дисперсные системы, механика, электротехника и
электроника, безопасность жизнедеятельности, основные процессы и аппараты химических производств, общая химическая технология,
математическое моделирование ХТП, а также специальные дисциплины.
Практические занятия предусмотрены при изучении дисциплин: отечественная история, культурология, философия, экономика, правоведение,
политология, иностранный язык, социология, психология и педагогика, русский язык и культура речи, математика, физика, общая и неорганическая
химия, органическая химия, физическая химия, инженерная графика, механика, экономика и управление производством, техническая термодинамика и
теплотехника, процессы и аппараты химических производств, общая химическая технология, системы управления химико-технологическими
процессами, метрология стандартизация и сертификация, системный анализ процессов в химической технологии, также специальных дисциплин и
дисциплин специализации.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы: «Химическая промышленность», «Химия и химическая технология. Известия вузов»,
«Химия. Реферативный журнал», «Теоретические основы химической технологии», «Кинетика и катализ», «Химия и технология топлив и масел»,
«Химическая технология топлива», «Успехи химии», «Доклады Российской академии наук».
Информационная база учебного процесса поддерживается наличием в библиотеке научной справочной литературы и монографий по профилю
специальности. Студент должен иметь доступ к локальным информационным сетям вуза и возможность выхода в Internet.
6.4. Требования к материально–техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки инженера, располагает материально–технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно–исследовательской
работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарно–техническим и противопожарным нормам и
правилам.
Лаборатории кафедры химической технологии топлива оснащены современной компьютерной техникой, специализированными установками и
приборами исследовательского назначения, которые обеспечивают изучение методов математического моделирования и кибернетики
химико-технологических процессов в соответствии с содержанием основной образовательной программы данного направления.
6.5. Требования к организации практик
6.5.1. Учебная практика
Цель учебной практики – получение общих представлений о работе предприятия, выпуске продукции и организации производственных процессов на
промышленных предприятиях, изучение конструкций и характеристик основных химико-технологических аппаратов, получение практических навыков
и сведений об основных узлах и механизмах технологического оборудования, изучение методов технического контроля технологического процесса,
получение сведений по определению и устранению причин выхода из строя оборудования.
Место проведения практики: промышленные предприятия, оснащенные современным технологическим оборудованием и приборами.
6.5.2. Производственная практика
Во время производственной практики студент должен:
изучить:
• организацию научно–исследовательской, проектно–конструкторской, технологической, метрологической деятельности предприятия;
должностные обязанности и инструкции работников;
• виды производимой продукции, формы и методы ее сбыта, ее конкурентоспособность;
• элементы системы управления качеством при проектировании, разработке и производстве продукции;
• организацию и управление производством, методы повышения его эффективности; основные виды контроля продукции;
• контрольно–измерительные приборы и исследовательские установки, технологическое оборудование, их обслуживание;
• вопросы организации, планирования и финансирования разработок;
• вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологической чистоты на предприятии;
освоить:
• приемы размещения технологического оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест;
• типовой расчет технологических режимов, норм выработки, производственных мощностей и загрузки оборудования;
• отдельные пакеты программ компьютерного проектирования и расчета химических процессов и аппаратов;
Место проведения практики: промышленные предприятия, оснащенные современным технологическим оборудованием и приборами.
6.5.3. Преддипломная практика
Задачи и содержание преддипломной практики определяются темой выпускной квалификационной работы.
Во время преддипломной практики студент должен:
изучить:
• проектно–технологическую документацию, патентные и литературные материалы в целях их использования при выполнении выпускной
квалификационной работы;
• организационную структуру подразделений предприятия, связанных с решением поставленных задач разработки;
• методы и средства компьютерного проектирования и исследования, необходимые при разработке химических аппаратов и технологий в
соответствии с заданием на выпускную квалификационную работу;
• организацию и функционирование системы качества предприятия в области производства продукции;
выполнить:
• технико–экономическое обоснование технического задания на объект разработки выпускной квалификационной работы;
• анализ себестоимости выпускаемой на рынок продукции и финансовых результатов производителя;
• анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологии.
• исследования процессов с использованием метода математического моделирования и компьютерных технологий.
Место проведения практики: промышленные предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение
материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
6.5.4 Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва
руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 251800 – ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ХИМИЧЕСКИХ
ПРОИЗВОДСТВ И ХИМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА
7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника
Выпускник должен обладать профессиональными знаниями и умениями, которые необходимы ему при решении задач, соответствующих
квалификационной характеристике выпускника, указанной в п.1.4. настоящего образовательного стандарта.
Инженер по специальности 251800 «Основные процессы химических производств и химическая кибернетика» должен
знать:
• Методы разработки математических моделей типовых процессов химической технологии с учетом динамических свойств, синергетических
явлений и саморегулирования в химических процессах;
• Математические методы разработки, исследования и проектирования эффективных экологически безопасных процессов и аппаратов
химической технологии и технологических систем;
• Методы оптимизации и алгоритмизации расчетов процессов и аппаратов химической технологии, синтеза технологических схем и систем
управления;
• Методы разработки программных продуктов для инженерного оформления технологических процессов и систем;
• Принципы и способы рекуперации и утилизации газообразных, жидких и твердых отходов производства с возможностью их использования
при модернизации существующих и создании новых производств;
владеть:
• методами термодинамического анализа промышленных тепловыделяющих, теплоиспользующих и теплосиловых установок;
• методами определения гидродинамических характеристик и гидродинамической структуры потоков;
• методами составления тепловых и материальных балансов химических аппаратов и установок
• методами кинетического анализа и моделирования химических реакторов;
• методами расчета и выбора аппарата для разделения газовых и жидких неоднородных систем;
• метолами расчета тепловых, массообменных и реакционных аппаратов и определения их основных размеров;
• методами выбора и расчета аппаратов для очистки до необходимого уровня сточных вод и газовых выбросов предприятий химической
отрасли.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация инженера включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Итоговые
аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности инженера к выполнению
профессиональных задач, установленных настоящим образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п.1.4
вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной
образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе выпускника
Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в форме рукописи и иллюстративного материала (чертежей, графиков и т.д.).
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работе определяются ТПУ на основании Положения об итоговой
государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Минобразованием России, государственного образовательного
стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии,
нефтехимии и биотехнологии» и методических рекомендаций УМО по химико-технологическому образованию.
Время, отводимое на подготовку выпускной квалификационной работы, составляет не менее шестнадцати недель.
Выпускная квалификационная работа должна быть направлена на решение актуальных для химической и смежных отраслей промышленности вопросов,
включающих научно-исследовательские, проектно-конструкторские и организационно-экономические задачи. Выпускная работа отличается
комплексностью решаемых вопросов. Учитывает специализацию подготовки инженера и включает в зависимости от характера работы следующие
разделы: характеристика производства, оценка сырья и продуктов, технология производства и управление им. В работе должны быть отражены
вопросы энерго- и ресурсосбережения, автоматизации (управления), экологии и безопасности жизнедеятельности, обоснована экономическая
эффективность предлагаемых решений. Выпускная квалификационная работа инженера должна содержать, как правило, разделы с обзором
литературных источников и постановку задачи исследований; теоретическую и экспериментальную части, включающую методы и средства
исследований, математические модели, расчеты; анализ результатов, описание проектных решений; выводы и рекомендации; список используемой
литературы.
7.2.3 Требования к государственному экзамену.
Государственный экзамен проводится с целью определения соответствия знаний, умений и навыков студентов по комплексу специальных
дисциплин (включая дисциплины специализаций) требованиям государственного образовательного стандарта.
Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен по специальным дисциплинам, определяется ТПУ с учетом особенностей
реализуемой образовательной программы на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО
по химико-технологическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,
утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в
химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» .